- Главная
- Иные органы власти
- УФНС России по Смоленской области
- Информация для налогоплательщиков
- Единый налоговый счет: удобно платить, экономя свои деньги, время и нервы
Единый налоговый счет: удобно платить, экономя свои деньги, время и нервы
О том, какие изменения ожидают нас с 1 января 2023 г. в связи с принятием Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Феде- рации» (далее — Закон № 263-ФЗ) и введением единого налогового счета, в интервью редакции журнала «Налоговая политика и практика» рассказала начальник Управления по работе с задолженностью ФНС России Наталья Викторовна Шалыгина.
Наталья Викторовна, расскажите, пожалуйста, с чего начался путь перехода к единому налоговому счету, или еНС.
Подготовка к введению единого налогового счета началась задолго до принятия Закона № 263-ФЗ. Решения, использованные Службой при проектировании ЕНС, уже прошли трехлетнюю апробацию и положительно зарекомендовали себя в виде института единого налогового платежа физического лица (ЕНП). Напомню, что возможность уплачивать свои имущественные налоги до- срочно и одним платежом появилась у физических лиц с 1 января 2019 г. благодаря Федеральному закону от 29.07.2018 № 232-ФЗ, которым в часть первую НК РФ была введена статья 45.1 «Единый налоговый платеж физического лица». А с 2020 года ЕНП может применяться и в отношении НДФЛ (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).
В чем преимущество? ЕНП можно сравнить с электронным кошельком, куда гражданин добровольно перечисляет денежные средства для уплаты налога на имущество физических лиц, земельного и транспортного налогов, НДФЛ.
Важной особенностью ЕНП стала реализация принципа самостоятельного распределения (зачета) налоговым органом уплаченных налогоплательщиком платежей (п. 4 ст. 45.1 НК РФ).
Дополнительно предусмотрена возможность уплаты ЕНП за налогоплательщика иным лицом. Следующий этап — переход с 1 июля 2022 г.
на особый порядок уплаты (перечисления) обязательных платежей на ЕНП организаций и индивидуальных предпринимателей (Федеральный закон от 29.11.2021 № 379-ФЗ).
Очевидно, что позитивный тренд и практика применения ЕНП позволили взглянуть по- новому на действующую модель учета и распределения платежей в системе налогов и сборов. Использование ЕНП сократило время, затрачиваемое на оформление платежных документов, а также минимизировало ошибки при заполнении нескольких платежных документов.
Поэтому вступление в силу с 1 января 2023 г. Закона № 263-ФЗ можно рассматривать как эволюционный переход к следующему этапу развития системы налогового администрирования и повышения ее качества — использованию единого налогового счета — новой формы учета подлежащих уплате и уплаченных налогов, которая позволит систематизировать результаты исполнения налогоплательщиком обязательств перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации путем формирования на этом счете единого сальдо расчетов.
Какие противоречия существовали в традиционной модели налогового администрирования и почему переход к еНС назрел именно сейчас?
Во-первых, сегодня происходят структурные изменения в мировой экономике, трансформируются различные сферы жизнедеятельности общества и государства, меняются традиционные предмет и формы взаимодействия между хозяйствующими субъектами, появляются новые институты.
Увеличение доли IT-сектора в экономике и финансовой сфере требует от регуляторов создания понятной и прозрачной модели администрирования, способной исключить риски потери данных, возложения на участников рынка избыточного бремени и издержек. Для нас очевидно: если есть возможность оптимизации бизнес-процессов за счет применения цифровых технологий, то ее нужно провести, обеспечив необходимую интеграцию систем учета и обработки данных.
Во-вторых, мы всегда исходили из конкретных потребностей налогоплательщиков, стараясь обеспечить высокий уровень и качество оказания услуг и информационную безопасность использования продуктов экосистемы ФНС России. Современные платформы по уплате обязательных платежей, взаимодействие информационных и учетных систем ФНС России с сервисами Единого портала государственных услуг, Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, использование личного кабинета, приложений «Мой налог», «Клиент—Банк» и др. — все это направлено на развитие клиентоцентричного подхода и способствует реализации принципа проактивного государства.
Между тем издержки на операции по уплате налогов оставались значительными: из-за множества дополнительных показателей в платежных документах при перечислении платежей возникали ошибки, которые требовалось урегулировать уточнением, зачетом либо возвратом; также увеличивались риски применения обеспечительных мер и мер взыскания задолженности вследствие появления недоимки. Только представьте: сегодня для корректного отражения уплаты очередного платежа в информационных ресурсах налоговых органов нало- гоплательщик вынужден указывать в платежном документе порядка 1,5 тыс. видов КБК, 20 тыс. кодов ОКТМО, срок уплаты, налоговый период, основание, статус и др. По данным нашей аналитики, только за 2021 год, с учетом озвученных мною особенностей, налогоплательщиками до- пущено порядка 80 млн ошибок, по которым на- логовыми органами принимались решения об уточнении (зачете) платежей.
Таким образом, предпосылки к переходу на единый налоговый счет объективно созрели.
Введение ЕНС планируется одновременно с расширением сервисных возможностей ФНС Рос- сии за счет интеграции с IT-платформами налогоплательщика.
Благодаря ЕНС мы, возможно, впервые за всю историю налогового администрирования даем как для нас, так и для налогоплательщиков равный доступ к просмотру состояния расчетов.
Как в условиях единого налогового счета будут осуществляться учет и распределение обязательных платежей?
Вместо заполнения большого количества платежных поручений с огромным числом реквизитов налогоплательщик будет перечислять денежные средства по принципу единого платежа на единый налоговый счет. В платежном поручении будет всего два изменяемых реквизита: «Сумма платежа» и «ИНН».
Перечисленные на ЕНС денежные средства в виде ЕНП будут автоматически распределяться на- логовыми органами в счет уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в соответствии с установленной очередностью. Так, денежные средства, перечисленные и (или) признаваемые в качестве ЕНП, распределяются в следующей последовательности: недоимка (начиная с наиболее раннего момента ее выявления); налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы (с момента возникновения обязанности по их уплате по срокам уплаты); пени; проценты; штрафы.
Если на момент определения налоговыми органами принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, их недостаточно для уплаты обязательных платежей с совпадающими сроками уплаты, принадлежность определяется в соответствии с предусмотренной последовательностью пропорционально суммам таких платежей.
При необходимости налогоплательщик всегда сможет получить детализацию: как сформировался баланс и как распределены платежи. Свободными денежными средствами (т. е. оставшимися после уплаты всех обязательных платежей) налогоплательщик сможет распорядиться следующим образом: вернуть их на расчетный счет, зачесть на ЕНП другого лица или сохранить на ЕНП до наступления очередных сроков уплаты либо за- честь иным способом в рамках ст. 78 НК РФ.
Ограничений в распоряжении переплатой нет, поскольку в Законе № 263-ФЗ исключен существующий в настоящее время трехлетний период на ее возврат (зачет).
Является ли единый налоговый платеж авансовым платежом?
Нет, не является. ЕНП — способ исполнения обязанности по уплате обязательных платежей. Перечислять его раньше срока (авансом) необязательно, хотя налогоплательщик вправе принять такое решение, достаточно внести необходимую сумму в срок уплаты.
Кем определяется принадлежность единого налогового платежа?
Определение принадлежности единого налогового платежа осуществляется автоматически, строго в соответствии с правилами, установленными законодательством о налогах и сборах. институт единого налогового счета уже апробирован в реальных условиях?
Да, конечно. Я уже говорила о том, что 1 июля 2022 г. стартовал пилотный проект для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в рамках которого тестируется функционал уплаты единым налоговым платежом и его распределение на стороне ФНС России по обязательствам налогоплательщика. В проекте участвуют 762 налогоплательщика, 12 из которых относятся к категории крупнейших.
За 4 месяца пилотного проекта на ЕНП посту- пило более 319 млрд руб.
Подводя промежуточные итоги, мы видим положительную динамику в сторону осведомленности участников пилотного проекта, уменьшается количество ошибок программного обеспечения, как следствие, снижается активность (обратная связь) по задаваемым вопросам и повышается степень удовлетворенности налогоплательщиков.
Так, по результатам проведенных опросов, степень удовлетворенности налогоплательщиков выросла на 30 % с начала проекта, а качество коммуникаций составило 98,5 %.
Как в условиях перехода на единый налоговый счет будут формироваться сальдовые остатки?
Вводится термин «совокупная обязанность» — общая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.
Сальдо ЕНС будет представлять собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, и денежным выражением совокупной обязанности.
В рамках переходных положений, предусмотренных Законом № 263-ФЗ, сальдо ЕНС по состоянию на 1 января 2023 г. будет формироваться на основании имеющихся у налоговых органов на 31 декабря 2022 г. сведений о суммах неисполненных обязанностей организации или физического лица по уплате обязательных платежей, излишне уплаченных и излишне взысканных платежей, денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и не зачтенных в счет исполнения соответствующей обязанности по уплате обязательных платежей, а также госпошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ.
Не будут учтены в составе сальдо ЕНС по со- стоянию на 1 января 2023 г.:
- задолженность по уплате обязательных платежей, госпошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 г. истек срок взыскания;
- задолженность по уплате обязательных платежей, указанная в оспариваемом в судебном порядке решении о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, исполнение которого приостановлено по состоянию на 31 декабря 2022 г. полностью (частично) по суду или решению вышестоящего налогового органа.
Не будут признаваться излишне перечисленными в составе сальдо ЕНС по состоянию на 31 декабря 2022 г. суммы:
- налога на профессиональный доход, госпошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу не выдан исполнительный документ, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, авансовых платежей по НДФЛ, уплачиваемому в порядке, установлен- ном ст. 227.1 НК РФ;
- налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных НК РФ, если со дня их уплаты прошло более 3 лет.
Каким образом будут урегулированы такие ситуации, как наличие задолженности по одному КБК и возникновение переплаты по другому?
Переход на ЕНС исключит формирование у налогоплательщика одновременно задолженности и переплаты по разным видам налогов и обеспечит экономически обоснованный расчет пеней на общую сумму задолженности перед бюджетом. То есть налогоплательщик всегда будет знать свой баланс расчетов с государством (в виде одной суммы).
При таком подходе взыскание совокупной суммы задолженности исключит применение на- логовыми органами избыточных обеспечительных мер и мер взыскания к налогоплательщику. Уточнения и зачеты исчезнут за ненадобностью. изменятся ли порядок и сроки уплаты на- логов?
В целях унификации платежного календаря налогоплательщика в связи с переходом на ЕНС устанавливаются единые сроки уплаты на- логов. По общему правилу, это 28-е число соответствующего месяца. Срок сдачи отчетности — 25-е число.
Для НДФЛ принято принципиальное решение: установлен однократный в течение месяца срок уплаты — не позднее 28-го числа. До этой даты нужно уплатить налог, который налоговые агенты исчислили и удержали за период с 23-го числа прошлого месяца по 22-е число текущего. Исключение — декабрь и январь. Налог, удержанный за период с 23 по 31 декабря, нужно перечислить не позднее последнего рабочего дня календарного года, за период с 1 по 22 января — не позднее 28 января.
Также изменены сроки подачи расчета 6-НДФЛ: за квартал, полугодие и 9 месяцев нужно отчитаться не позднее 25-го числа следующего месяца, а за год — не позднее 25 февраля.
Наталья Викторовна, расскажите, пожалуй- ста, подробнее об уведомлении об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов.
Для планомерного наполнения бюджетов и обеспечения своевременного исполнения обязанностей по уплате обязательных платежей налоговому органу необходима информация о сумме исчисленных налогов, если сроки уплаты установлены ранее, чем сроки представления деклараций (расчетов).
Для этих целей предусмотрено уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, которое налогоплательщик направляет в налоговый орган в установленные законодательством сроки.
Уведомление представляется по налогам, по которым предусмотрена уплата авансовых платежей, и на основании этих данных осуществляется определение принадлежности денежных средств к источнику доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Реквизитный состав данных уведомления минимальный (КПП, КБК, ОКТМО, отчетный пери- од, сумма).
Уведомление является многострочным и может заполняться сразу по всем обязательствам и обособленным подразделениям.
На основании данных, представленных в уведомлении, формируется совокупная обязанность налогоплательщика, которая учитывается на едином налоговом счете лица. изменится ли порядок начисления пеней с 2023 года?
Законом № 263-ФЗ предусматриваются раз- личные ставки пеней для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, и для юридических лиц.
Для граждан ставка составляет 1/300 ключе- вой ставки Банка России; ставка пеней для организаций установлена в размере 1/300 и 1/150 ключевой ставки Банка России в зависимости от срока формирования отрицательного сальдо ЕНС. При этом до 31.12.2023 сохранится ограничение ставки пеней для юридических лиц.
Налоговый орган обеспечит расчет пеней на общую сумму отрицательного сальдо ЕНС, что позволит сформировать экономически обоснованное состояние расчетов с бюджетом.
Как будет осуществляться информирование налогоплательщика о распределении налоговым органом сумм единого налогового платежа?
Данные о состоянии расчетов будут доступны налогоплательщику в его личном кабинете или учетной системе — ERP.
Дополнительно налогоплательщик сможет за- просить справку о принадлежности сумм единого налогового платежа, которая будет содержать сведения о денежных средствах, учтенных в качестве ЕНП, и распределении последнего по обязательствам налогоплательщика.
Наталья Викторовна, изменится ли порядок исчисления налогов с введением единого налогового счета?
Введение единого налогового счета не затрагивает вопросы порядка исчисления сумм обязательных платежей, определения налоговой базы и сумм налога к уплате в бюджет.