- Главная
- Иные органы власти
- УФНС России по Смоленской области
- Информация для налогоплательщиков
- Изменения в Налоговом Кодексе РФ вступающие в силу 01.01.2015
Изменения в Налоговом Кодексе РФ вступающие в силу 01.01.2015
1. Налогоплательщики должны направлять
налоговому органу квитанцию о приеме документов,
переданных им в электронной форме
С 1 января 2015 г. для налогоплательщиков, которые должны представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, введена новая обязанность. Они должны обеспечить получение документов, которые налоговый орган использует при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, и которые направляются налогоплательщикам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (новый п. 5.1 ст. 23 НК РФ). Такими документами могут быть, в частности, требования о представлении документов или пояснений, уведомление о вызове в налоговый орган.
По новым правилам налогоплательщики обязаны в электронной форме отправить инспекции по телекоммуникационным каналам связи квитанцию о приеме указанных документов в течение шести рабочих дней со дня их отправки налоговым органом.
2. Введено новое основание для приостановления операций
по счетам налогоплательщика
С 1 января 2015 г. изложен в новой редакции п. 3 ст. 76 НК РФ, в котором установлено право налогового органа заблокировать счет налогоплательщика, а также приостановить переводы его электронных денежных средств в случае непредставления налоговой декларации в течение 10 дней после окончания срока, предусмотренного для ее подачи.
Начиная с 1 января 2015 г. налоговый орган также может приостанавливать операции по счетам налогоплательщика в банке, а также переводы его электронных денежных средств в случае, если не исполнена обязанность по передаче налоговому органу квитанции о приеме какого-либо из следующих документов:
- требования о представлении документов (п. 1 ст. 93 НК РФ, п. п. 2, 4 ст. 93.1 НК РФ);
- требования о представлении пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ);
- уведомления о вызове в налоговый орган (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).
Руководитель налогового органа (его заместитель) вправе принять соответствующее решение, если налогоплательщик не представит квитанцию в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока для ее передачи (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ). Напомним, что направить квитанцию необходимо в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в течение шести рабочих дней со дня отправки документов налоговым органом (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).
Порядок отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика предусмотрен пп. 2 п. 3.1 ст. 76 НК РФ. Так, налоговый орган обязан разблокировать счет не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из следующих дат:
- день передачи квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом;
- день представления документов (пояснений), истребованных налоговым органом;
- день явки в инспекцию (в случае направления уведомления о вызове в налоговый орган).
Необходимо отметить, что действие положений ст. 76 НК РФ с 1 января 2015 г. распространяется также на организации и предпринимателей, которые обязаны представлять декларации по соответствующему налогу, хотя и не являются его плательщиками, т.е. налоговыми агентами (пп. 3 п. 11 ст. 76 НК РФ). Это могут быть, например, применяющие УСН организации, выставившие счета-фактуры с выделенной суммой НДС.
3. Ограничен срок для принятия решения о приостановлении
операций по счету в случае непредставления декларации
С 1 января 2015 г. согласно пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств может быть вынесено в течение трех лет. Данный период исчисляется с момента истечения 10 рабочих дней, следующих за окончанием установленного срока представления декларации.
Согласно ранее действовавшему налоговому законодательству инспекция могла приостановить операции по счетам налогоплательщика в банке, а также переводы его электронных денежных средств, если он не представил декларацию в течение 10 рабочих дней по окончании срока, предусмотренного для ее подачи (п. п. 3,11 ст. 76 НК РФ). Из положений Налогового кодекса РФ было не ясно, в какой срок налоговый орган вправе принять соответствующее решение. Поскольку данный вопрос не был урегулирован, на практике возникали споры между контролирующими органами и налогоплательщиками. Официальные органы считали, что срок для принятия такого решения Налоговым кодексом РФ не был ограничен (см. Письма Минфина России от 05.05.2009 N 03-02-07/1-227, ФНС России от 09.02.2011, УФНС России по г. Москве от 24.12.2008 N 09-14/120416). Судебная практика не отличалась единообразием. Например, ФАС Московского округа в Постановлении от 20.02.2009 N КА-А41/433-09 пришел к выводу, что инспекция должна была приостановить операции по счету в течение 10 дней после окончания установленного срока подачи декларации. ФАС Центрального округа в Постановлении от 26.03.2009 N А64-4885/08-19 признал неправомерным решение налогового органа о приостановлении операций по счетам, которое было принято по истечении полугода с момента окончания срока, отведенного для представления декларации, потому что инспекция, в частности, не обосновала необходимость блокировки счета. Подробнее об этом см. Практическое пособие по уплате налогов. Взыскание недоимки, пеней, штрафов.
1 января 2015 г. в связи с вступлением в силу новой редакции п. 3 ст. 76 НК РФ данный спорный вопрос снимается.
4. Налоговые агенты, не являющиеся плательщиками
НДС или являющиеся налогоплательщиками, освобожденными
от исполнения обязанностей, связанных с исчислением
и уплатой данного налога, при определенных обстоятельствах
должны представлять декларации
по НДС в электронной форме
До 1 января 2015 г. налоговые агенты, которые не являлись плательщиками НДС или являлись налогоплательщиками, освобожденными от исполнения связанных с исчислением и уплатой данного налога обязанностей, были вправе представлять декларацию по НДС на бумажном носителе. Это было правомерно в том случае, если такие налоговые агенты не относились к числу крупнейших налогоплательщиков и среднесписочная численность их работников за предшествующий календарный год не превышала 100 человек (п. 3 ст. 80, абз. 2 п. 5 ст. 174 НК РФ).
С 1 января 2015 г. указанные налоговые агенты должны подавать декларацию по НДС в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи так же, как и остальные плательщики НДС, если они выставляют и (или) получают счета-фактуры при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе посреднических договоров. Данная обязанность установлена в том числе для лиц, выполняющих функции застройщика, и для лиц, которые осуществляют деятельность в рамках договора транспортной экспедиции и исчисляют в отношении доходов в виде вознаграждения за исполнение такого договора базу в соответствии с гл. 23, 25, 26.1 и 26.2 НК РФ (т.е. перечисляют в бюджет НДФЛ, налог на прибыль, налог, уплачиваемый в рамках УСН или ЕСХН). Такое правило установлено абз. 3 п. 5 ст. 174 НК РФ. Если налоговый агент, который не является плательщиком НДС или является налогоплательщиком, освобожденным от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой данного налога, не осуществляет посреднической деятельности, то он, как и прежде, вправе представлять декларацию по НДС в бумажном виде и после 1 января 2015 г.
Следует отметить, что в случае выставления и (или) получения счетов-фактур при осуществлении налоговым агентом предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, договоров транспортной экспедиции, а также при выполнении функций застройщика в налоговую декларацию включаются сведения, имеющиеся в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности. Данное правило содержится в п. 5.1 ст. 174 НК РФ, который также вступил в силу с 1 января 2015 г.
Здесь необходимо обратить внимание, что из формулировки названных положений неясно, относится условие об осуществлении деятельности в интересах другого лица только к посредническим договорам или также к договорам транспортной экспедиции. Однако нормы, касающиеся экспедиторов, содержат дополнительное условие об исчислении налогов с доходов в виде вознаграждения (абз. 2, 3 п. 3.1 ст. 169 НК РФ). Следовательно, можно предположить, что правила, связанные с посреднической деятельностью, распространяются и на экспедиторов.
Дополнительно следует указать, что на практике экспедитор может учитывать свои доходы и расходы по-разному. В одном случае он как налогоплательщик отражает в качестве налогооблагаемых только доходы в виде вознаграждения. Иные поступления от клиента, направленные на возмещение понесенных в связи с осуществлением экспедиторской деятельности расходов, и соответствующие затраты в налоговой базе не учитываются. В такой ситуации экспедитор, вероятно, может быть приравнен к посредникам и на него распространяются рассматриваемые новые положения. В другом варианте учета расходов и доходов все поступления и затраты отражаются как собственные, поэтому экспедиторы скорее всего не должны применять специальные нормы Налогового кодекса РФ.
5. Установлены источники, сведения из которых
включаются в декларацию по НДС
С 1 января 2015 г. в ст. 174 НК РФ закреплено, из каких документов необходимо брать сведения для включения в налоговую декларацию по НДС. Согласно новому п. 5.1 данной статьи в декларацию включаются сведения, указанные в следующих документах:
- книге покупок и книге продаж налогоплательщика;
- журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур. Это касается случая выставления и (или) получения счетов-фактур при осуществлении налогоплательщиком (налоговым агентом) предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе посреднических договоров. При этом указываются сведения в отношении посреднической деятельности;
- выставленных счетах-фактурах. Это правило распространяется на лиц, указанных в п. 5 ст. 173 НК РФ. Ими, в частности, являются неплательщики НДС, выставившие счета-фактуры с выделенной суммой налога.
Состав включаемых в налоговую декларацию сведений, указанных в книге покупок и книге продаж, в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, в выставленных счетах-фактурах, определяется ФНС России. Соответствующий нормативный правовой акт еще не принят.
6. Установлен круг лиц, которые обязаны представлять
в инспекцию журнал учета счетов-фактур
С 1 января 2015 г. в соответствии с п. 5.2 ст. 174 НК РФ установлена обязанность представлять в инспекцию в электронном виде журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур. Данное правило распространяется:
- на лиц, не являющихся налогоплательщиками НДС (например, применяющих УСН);
- налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей, которые связаны с исчислением и уплатой НДС (в частности, на основании ст. 145 НК РФ).
Указанные лица должны представлять журнал учета в том случае, если они не являются налоговыми агентами и выставляют (получают) счета-фактуры при осуществлении деятельности в интересах другого лица на основе посреднических договоров (агентского договора, договора комиссии) или на основе договора транспортной экспедиции, а также при выполнении функций застройщика. Отметим, что на экспедиторов названная обязанность возлагается при условии, что, определяя базу по НДФЛ, налогу на прибыль, налогу на УСН или ЕСХН, они учитывают в составе доходов полученное вознаграждение.
Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Выводы
С 1 января 2015 г.:
- налоговые агенты, которые не являются плательщиками НДС или являются налогоплательщиками, освобожденными от исполнения связанных с исчислением и уплатой данного налога обязанностей, декларации по НДС должны представлять в электронной форме. Такая обязанность возникает в том случае, если они выставляют или получают счета-фактуры при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе посреднических договоров или в определенных случаях на основе договора транспортной экспедиции, а также при выполнении функций застройщика (абз. 3 п. 5 ст. 174 НК РФ);
- налогоплательщики НДС не должны вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур (из п. 3 ст. 169 НК РФ исключено прямое указание, устанавливавшее данную обязанность);
- обязанность вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур сохранена для посредников, экспедиторов и застройщиков, в том числе если они освобождены от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС, или не признаются плательщиками НДС (п. 3.1 ст. 169 НК РФ);
- установлено, сведения из каких документов включаются в декларацию по НДС. Это следующие документы: книга покупок и книга продаж налогоплательщика, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, счета-фактуры (п. 5.1 ст. 174 НК РФ);
- посредники, экспедиторы и застройщики, не являющиеся налоговыми агентами, должны представлять в инспекцию в электронном виде журнал учета счетов-фактур при осуществлении посреднической, экспедиторской деятельности либо деятельности застройщика в том случае, если они освобождены от обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС, или не признаются плательщиками данного налога (п. 5.2 ст. 174 НК РФ).