- Главная
- Иные органы власти
- Отдел Министерства внутренних дел по Смоленскому району
- ОМВД России по Смоленскому району информирует
- У каждого гражданина есть выбор
У каждого гражданина есть выбор
Проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума регулируется Федеральным законом № 54-ФЗ и законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.
Организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.
Организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона № 54-ФЗ (пункт 1 части 4 статьи 5 Федерального закона № 54-ФЗ).
За неисполнение указанной обязанности частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) установлена соответствующая административная ответственность.
В случае если к проведению предвыборной агитации были привлечены несовершеннолетние (которые не достигли на день голосования возраста 18 лет), то действия организатора образуют состав правонарушения, предусмотренного статьей 5.11 КоАП.
За совершение несовершеннолетними, не достигшими возраста административной ответственности (16 лет), административных правонарушений ответственность несут их родители или иные законные представители по части 1 статьи 5.35 КоАП.
Статьей 14 Федерального закона № 54-ФЗ установлены права и обязанности уполномоченного представителя органа внутренних дел, в частности, предусмотрена обязанность по обеспечению совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления общественного порядка и безопасности граждан, а также соблюдению законности при его проведении.
Указанная норма корреспондирует пункту 6 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее - Федеральный закон «О полиции»), в соответствии с которым полиция обязана обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами публичных мероприятий безопасность граждан и общественный порядок.
Для выполнения возложенных на полицию обязанностей ее сотрудники наделены соответствующими правами:
обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов (пункт 7 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции»);
составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях (пункт 8 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции»);
осуществлять в целях обеспечения безопасности граждан и общественного порядка совместно с организаторами публичных и массовых мероприятий личный осмотр граждан, находящихся при них вещей при проходе на территории сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся такие мероприятия, с применением в случае необходимости технических средств, а при отказе гражданина подвергнуться личному осмотру не допускать его на такие территории, участки местности и в такие общественные места (пункт 18 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции»);
временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог при проведении публичных и массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения (пункт 20 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции»).
Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами (часть 3 статьи 30 Федерального закона «О полиции»).
Воспрепятствование исполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с исполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей.
Изменение формы публичного мероприятия в ходе его проведения является нарушением, за которое предусмотрена ответственность по статье 20.2 КоАП «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования» организаторов (части 1, 3 ,4, 8 статьи 20.2 КоАП) и участников (части 5, 6, 8 статьи 20.2 КоАП).
Ответственность организатора публичного мероприятия наступает при невыполнении обязанностей, определенных статьей 5 Федерального закона № 54-ФЗ:
обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления;
требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия, прекращения нарушения закона;
обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, выполнять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования;
приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий;
довести до сведения участников публичного мероприятия требование уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о приостановлении или прекращении публичного мероприятия.
Ответственность участников во время проведения публичного мероприятия наступает при невыполнении обязанностей, определенных статьей 6 Федерального закона № 54-ФЗ:
выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);
соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;
соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Вопросы физического препятствования проведению кампании затрагиваются в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее - Федеральный закон № 114-ФЗ).
Согласно абзацам седьмому и восьмому пункта 1 статьи 1 Федерального закона № 114-ФЗ к экстремистской деятельности относится:
воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения.
За противоправные действия, выражающиеся в публичных призывах к экстремистской деятельности, установлена уголовная ответственность в соответствии со статьей 280 (Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности) Уголовного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона № 67-ФЗ установлено, что участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Пунктом 3 статьи 3 Конституции Российской Федерации декларируется, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Пунктом 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Наличие указанного права, в соответствии с пунктом 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации, гарантирует право граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Пунктом 1 статьи 56 Федерального закона № 67-ФЗ регламентировано, что предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, иные агитационные материалы (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть Интернет), выступления кандидатов и их доверенных лиц, представителей и доверенных лиц избирательных объединений, представителей инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, граждан на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть Интернет) не должны содержать призывы к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее -
Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности») как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждать к таким деяниям, а также обосновывать или оправдывать экстремизм.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» под экстремистской деятельностью, в зависимости от конкретных обстоятельств, следует понимать: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации (абзац второй); воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения (абзац седьмой); воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения (абзац восьмой); публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением (абзац двенадцатый); организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению (абзац тринадцатый).
За противоправные действия, выражающиеся в публичных призывах к экстремистской деятельности, установлена уголовная ответственность в соответствии со статьей 280 (Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности) Уголовного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом «а» пункта 2 статьи 48 Федерального закона № 67-ФЗ и подпунктом 1 пункта 1 статьи 49 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 19-ФЗ) закреплено, что предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной компании, признаются в том числе призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них).
Статьей 6 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что граждане Российской Федерации голосуют на выборах и референдумах соответственно за кандидатов (списки кандидатов), а в случаях, предусмотренных законом, - за или против кандидата, за вынесенные на референдумы вопросы или против них непосредственно. На выборах в органы местного самоуправления граждане Российской Федерации также могут голосовать против всех кандидатов (против всех списков кандидатов) непосредственно.
С учетом данной правовой нормы призывы бойкотировать выборы, не сопровождающиеся призывами экстремистской направленности, могут представляться как предвыборная агитация, позволяющая гражданину выразить свою волю явиться на выборы и воспользоваться своим избирательным правом или игнорировать данное право.
Статьей 49 Федерального закона № 67-ФЗ и статьей 50 Федерального закона № 19-ФЗ установлен агитационный период, который предусматривает, что проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещается. За нарушение указанного требования соблюдения агитационного периода предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 5.10 (Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах) КоАП.
В случае проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом, а равно привлечение к проведению предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, которые не достигнут на день голосования возраста 18 лет, в формах и методами, которые запрещены законодательством Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 5.11 (Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом) КоАП.
В случае осуществления предвыборной агитации с нарушением установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования влечет административную ответственность в соответствии со статьей 20.2 КоАП.
О всех нарушениях Ваших прав сообщайте в ОМВД России по Смоленскому району по телефону дежурной части – 77-39-00.