- Главная
- Иные органы власти
- Смоленская транспортная прокуратура информирует
- Безопасность движения на железнодорожных переездах в Смоленской области
Безопасность движения на железнодорожных переездах в Смоленской области
03.06.2013
Железнодорожные переезды являются объектами повышенной опасности, требующими от участников дорожного движения и работников железных дорог строгого выполнения Правил дорожного движения Российской Федерации, Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Правил пользования автомобильными дорогами Российской Федерации и Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов и иных нормативных правовых актов.
В силу части 3 статьи 21 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцы автомобильных дорог вправе требовать от владельцев железнодорожных путей установки на железнодорожных переездах устройств, предназначенных для обеспечения безопасности дорожного движения, а также обязаны принимать по требованию владельцев железнодорожных путей меры в случаях, если дорожные сооружения (их отсутствие) угрожают безопасности движения железнодорожного транспорта.
Смоленская транспортная прокуратура совместно с Управлением государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления МВД РФ по Смоленской области и Центральным управлением государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта оперативно обмениваются информацией по вопросам соблюдения законодательства о безопасности движения транспорта в местах пересечения железных и автомобильных дорог, проводят комиссионные проверки безопасности движения транспорта по железнодорожным переездам, расположенным на территории Смоленской области.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Статьей 21 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что устройство пересечений автомобильных дорог железнодорожными путями на одном уровне и на разных уровнях осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, законами о железнодорожном транспорте, о безопасности дорожного движения, требованиями технических регламентов, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Владельцы железнодорожных путей обязаны оборудовать железнодорожные переезды устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии 10 метров от ближайшего рельса по пути следования), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.
В остальной части осуществление дорожной деятельности и обеспечение безопасности дорожного движения на расстоянии более десяти метров от ближайшего рельса по пути следования возлагается в соответствии со статьями 14 и 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в отношении автомобильных дорог местного значения на администрацию поселения (в границах населенных пунктов поселения) и администрацию муниципального района (вне границ населенных пунктов в границах муниципального района).
Согласно пункту 15.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 (далее – ПДД), при подъезде к железнодорожному переезду водитель обязан руководствоваться требованиями дорожных знаков, светофоров, разметки, положением шлагбаума и указаниями дежурного по переезду и убедиться в отсутствии приближающегося поезда (локомотива, дрезины).
Например, железнодорожные переезды со шлагбаумом оборудуются дорожным знаком 1.1 «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» в соответствии с требованиями Государственного стандарта ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования», который согласно пункту 3.10 Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России, утвержденной приказом Министерства путей сообщения российской федерации от 29.06.1998 № ЦП-566, устанавливается на подходах к переездам со стороны автомобильных дорог перед шлагбаумами на расстоянии 150 - 300 метров, а в населенных пунктах - на расстоянии 50 - 100 метров от крайнего рельса.
Таким образом, законодателем обязанность по установке предупреждающих дорожных знаков на расстоянии более 10 метров от ближайшего рельса железнодорожного переезда по пути следования возложена на органы местного самоуправления (поселения либо района).
Зачастую, органами местного самоуправления финансирование на установку дорожных знаков в бюджете органа не планируется, что указывает на то, что работа по предупреждению аварийности ведется ненадлежащим образом, а обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения не имеет приоритетного значения.
Также нередко нарушения допускаются и владельцами железнодорожной транспортной инфраструктуры (ОАО «Российские железные дороги» и иными собственниками путей необщего пользования, имеющих пересечения с автомобильными дорогами общего пользования).
В частности, в 2013 году Смоленская транспортная прокуратура обратилась в суд с требованием обязать ОАО «Российские железные дороги» оборудовать железнодорожный переезд 439 км перегона Голынки – Рудня, поскольку собственником в течении длительного времени меры к устранению нарушений не принимались.
Указанный железнодорожный переезд используется для интенсивного движения транспорта по автомобильной дороге федерального значения Р-120 (А-141) «Орел – Брянск – Смоленск – граница с Республикой Беларусь» и, соответственно, повышению уровня безопасности движения на нем должно уделяться первостепенное внимание.
В нарушение основополагающих принципов безопасности на железнодорожном транспорте и утвержденных постановлениями Правительства РФ и Министерства путей сообщения РФ государственных стандартов и инструкций, ОАО «РЖД» на протяжении длительного времени допускаются нарушения при содержании железнодорожного переезда 439 км перегона Голынки – Рудня (в районе остановочного пункта 439 км).
Проверкой, проведенной Смоленской транспортной прокуратурой с участием сотрудников Центрального управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Управления ГИБДД УМВД России по Смоленской области и в присутствии представителя Смоленской дистанции пути Московской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД», заместителя Главы администрации Муниципального образования «Руднянский район» Смоленской области установлено, что железнодорожный переезд не отвечает требованиям действующего законодательства в сфере безопасности движения.
В связи с чем Смоленским транспортным прокурором в Мещанский районный суд города Москвы направлено исковое заявление о понуждении ОАО «РЖД» привести железнодорожный переезд на 439 км перегона Голынки – Рудня в соответствие с требованиями закона, оборудовав на протяжении не менее 10 м от крайнего рельса горизонтальную площадку в продольном профиле автомобильной дороги, а также устранив просадки и выбоины в покрытии проезжей части, неровности в покрытии междурельсового пространства (настиле). Исковое заявление прокурора находится на рассмотрении.
С целью обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах в местах их пересечения с железной дорогой и устранения владельцами автомобильных и железных дорог нарушений, допускаемых на железнодорожных переездах, владельцам автомобильных дорог необходимо требовать от владельцев железнодорожных путей установки на железнодорожных переездах устройств, предназначенных для обеспечения безопасности дорожного движения, а также по требованию владельцев железнодорожных путей, незамедлительно принимать меры к устранению нарушений, в случае наличия угрозы безопасности движения железнодорожного и (или) автомобильного транспорта.