- Главная
- Органы местного самоуправления
- Администрация
- Комиссии
- Комиссия по делам несовершеннолетних
- Примерное положение о наставничестве (шефстве) над несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, проживающими на территории Смоленского района
Примерное положение о наставничестве (шефстве) над несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, проживающими на территории Смоленского района
Утверждено
постановлением
комиссии по делам несовершеннолетних
и защите их прав
в муниципальном образовании
«Смоленский район» Смоленской области
от 03.12. 2014 г. № 25
Примерное положение о наставничестве (шефстве)
над несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, проживающими на территории Смоленского района
I. Общие положения
Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральными законами от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» в целях эффективного решения проблем детской безнадзорности, снижения уровня правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними, проживающими на территории Смоленского района, развития на территории Смоленского района института наставничества как направления работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, повышения роли общественности в воспитании и формировании законопослушного поведения несовершеннолетних.
II. Понятие и цель наставничества
Наставничество (шефство) - форма индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, посредством закрепления за ним наставника из числа взрослых граждан с целью оказания положительного воспитательного воздействия.
Сущность наставничества (шефства) заключается в подборе гражданина, являющегося для несовершеннолетнего авторитетной значимой личностью, способного установить с несовершеннолетним взаимные доверительные отношения и быть для него положительным примером, в том числе, в совместной позитивной деятельности в различных жизненных сферах.
Целью наставничества (шефства) является формирование у несовершеннолетних законопослушного отношения к жизни в окружающем социуме общепринятых норм и навыков общественного поведения, создание позитивных жизненных установок, направленных на преодоление негативного отношения к окружающему сообществу и на осознанный отказ от собственных асоциальных проявлений.
III. Категории несовершеннолетних
Наставничество (шефство) может назначаться над несовершеннолетними, относящимися к следующим категориям:
-
совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность; осужденные к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;
-
осужденные за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия; получившие отсрочку наказания или отсрочку исполнения приговора;
-
освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа; находящиеся после освобождения (выпуска) в социально опасном положении и нуждающиеся в социальной помощи и реабилитации;
-
совершившие правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания, либо совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
-
систематически самовольно уходящие из семьи, образовательных организаций, социально-реабилитационных центров;
-
не посещающие и/или систематически пропускающие без уважительных причин учебные занятия в образовательных учреждениях;
-
безнадзорные и беспризорные; занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;
-
замеченные в употреблении наркотических веществ без назначения врача, употребляющие токсические и одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе.
Наставничество (шефство) может быть назначено в отношении других категорий несовершеннолетних, состоящих на различных видах профилактического учета: в органах внутренних дел, в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальном образовании «Смоленский район» Смоленской области (далее – Комиссия), на внутреннем профилактическом учете образовательных организаций.
Наставник закрепляется решением Комиссии за подопечным с согласия родителей (законных представителей) (приложение 1) и с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет.
IV. Требования к гражданам,
определяемым в качестве наставников (шефов)
Наставником (шефом) несовершеннолетнего может быть назначен гражданин:
• в возрасте не моложе 18 лет;
-
проживающий в том же населенном пункте, что и несовершеннолетний;
-
из числа специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, из числа классных руководителей, социальных педагогов, психологов, руководителей образовательных организаций, представителей органов местного самоуправления, депутатов, общественности, активистов молодежных объединений, представителей военно-патриотических и ветеранских организаций, трудовых коллективов, волонтеров, членов дружин по охране общественного порядка, авторитетных и уважаемых людей сельских поселений района, студентов вузов, осуществляющих подготовку специалистов по педагогическим специальностям, иных граждан Российской Федерации.
Гражданин, определяемый в качестве наставника, должен быть авторитетным человеком с положительной репутацией, способным по своим деловым и моральным качествам стать социально положительным примером для несовершеннолетнего.
Наставниками несовершеннолетних не могут быть граждане следующих категорий:
-
признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;
-
лишенные решением суда родительских прав или ограниченные в родительских правах;
-
отстраненные от выполнения обязанностей усыновителя, опекуна (попечителя), приемного родителя по причине ненадлежащего исполнения возложенных обязанностей;
-
имеющие судимость и/или привлекавшиеся к административной ответственности, предусмотренной статьями 5.35, 6.7, 6.8, 6.9, 6.11, 6.12, 6.13, 6.14, 7.27, 19.3, 19.15, 19.18, 19.23, 19.30, 20.1, 20.3, 20.8, 20.10, 20.13, 20.20, 20.21, 20.22, 20.28, 20.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Наставник, возлагающий на себя обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, осуществляет свою деятельность добровольно и на безвозмездной основе.
Наставник может выполнять свои обязанности, как правило, в отношении одного несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении.
V. Основные задачи, права и обязанности наставника(шефа)
Основными задачами наставника (шефа) несовершеннолетнего являются:
-
проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним в целях предупреждения совершения им повторных преступлений, иных антиобщественных действий;
-
оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении;
-
взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам предупреждения безнадзорности, правонарушений и общественно опасных деяний несовершеннолетнего;
-
участие в осуществлении мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетнего в пределах своих возможностей и полномочий.
Наставник (шеф) несовершеннолетнего имеет следующие права:
-
посещать несовершеннолетнего по месту жительства, учебы или работы в целях, соответствующих воспитательным и образовательным задачам, и в порядке, не нарушающем прав и законных интересов подопечного несовершеннолетнего;
-
получать в соответствии с законодательством от органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних необходимую информацию о несовершеннолетнем и его родителях (законных представителях), связанную с исполнением обязанностей наставника;
-
участвовать совместно со специалистами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в реализации индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего;
-
обращаться в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних за консультациями и необходимой помощью и содействием по вопросам воспитания подопечного несовершеннолетнего;
-
содействовать в получении образования, в организации внеурочной занятости и обеспечения досуга несовершеннолетнего, в т.ч. совместного;
-
давать несовершеннолетнему необходимые советы по соблюдению правил поведения;
-
обращать, при необходимости, внимание родителей (законных представителей) на невыполнение (ненадлежащее выполнение) ими своих обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию несовершеннолетнего, разъяснять степень ответственности за невыполнение (ненадлежащее выполнение) родительских обязанностей;
-
вносить на обсуждение Комиссии вопросы о невыполнении родителями (законными представителями) несовершеннолетнего родительских обязанностей и участвовать при этом в заседаниях комиссии;
-
принимать меры по защите прав и законных интересов несовершеннолетнего.
Наставник (шеф) несовершеннолетнего обязан:
• оказать в пределах своих возможностей и полномочий помощь родителям (законным представителям) в исполнении ими обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетнего;
-
содействовать социальной реабилитации несовершеннолетнего, создавать условия для отказа от вредных привычек, от противоправных действий, от нарушений несовершеннолетним прав граждан, его окружающих (при проявлении намерений для их совершения);
-
содействовать регулярному посещению несовершеннолетним образовательного учреждения, наблюдать за его успеваемостью, поведением в образовательном учреждении, на работе, в семье, на улице, общественных местах;
-
оказывать содействие в трудоустройстве несовершеннолетнего (при необходимости), временной занятости, вовлечении во внеурочную занятость в учреждениях дополнительного образования, в организации отдыха, досуга в семье, в учреждениях спорта, культуры и т.д., а также во время свободного времяпрепровождения;
-
принимать меры к созданию необходимых условий для правильной организации учебы, труда и досуга несовершеннолетнего;
-
способствовать формированию у несовершеннолетнего законопослушного сознания, правовой культуры, навыков общения и поведения;
-
оказывать содействие в формировании у несовершеннолетнего морально-нравственных ценностей и патриотизма, чувства ответственности перед обществом и государством;
-
оказывать содействие в урегулировании конфликтов, возникающих между несовершеннолетним и членами его семьи или другими гражданами.
VI. Порядок установления и отмены наставничества (шефства)
Учет лиц, желающих выполнять обязанности наставников (шефов) несовершеннолетних, осуществляется комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальном образовании «Смоленский район» Смоленской области.
Гражданин, желающий выполнять обязанности наставника, подает в Комиссию:
-
письменное заявление на имя председателя Комиссии с просьбой (согласием) о назначении его наставником (шефом) конкретного несовершеннолетнего или кого-либо из несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
-
анкету по установленной форме (приложение 2).
Заявление кандидата в наставники (шефы) рассматривается Комиссией, как правило, в течение 1 месяца. Решение о назначении наставника принимается с учетом персональных личностных, возрастных и иных особенностей несовершеннолетнего и с согласия родителя (законного представителя) и с учетом мнения несовершеннолетнего.
Персональный наставник закрепляется за несовершеннолетним решением/постановлением Комиссии.
После принятия решения Комиссия выдает назначенному наставнику копию постановления Комиссии, информацию о подопечном несовершеннолетнем (Ф.И.О. несовершеннолетнего и его родителей (законных представителей), адрес проживания и места обучения/работы, контактные телефоны), сообщает несовершеннолетнему и его родителям (законным представителям) о принятом решении и доводит до их сведения информацию о назначенном наставнике (Ф.И.О. гражданина, место основной работы, контактные телефоны); совместно с наставником формирует, обсуждает, а затем утверждает план его индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним.
С согласия наставника Комиссия сообщает о его назначении в качестве наставника (шефа) несовершеннолетнего в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
За одним несовершеннолетним могут быть закреплены, как правило, не более двух наставников (шефов).
При закреплении наставника (шефа) за несовершеннолетним родители (законные представители) не освобождаются от обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего и от ответственности за его поведение.
Деятельность наставника оценивается Комиссией по следующим критериям:
-
положительная динамика успеваемости несовершеннолетнего, посещения учебных занятий,
-
отсутствие конфликтных ситуаций, фактов совершения несовершеннолетним преступлений и правонарушений;
-
восстановление социальной функции семьи.
Гражданин прекращает свою наставническую (шефскую) деятельность в следующих случаях:
-
выполнение плана индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним, позволившее достичь положительного воспитательного воздействия;
-
наличие письменного отказа гражданина от дальнейшей наставнической (шефской) деятельности по собственной инициативе;
-
отстранение гражданина от дальнейшей наставнической (шефской) деятельности по инициативе Комиссии;
-
достижение несовершеннолетним возраста 18 лет;
-
изменение места жительства несовершеннолетнего (переезд в другой населенный пункт);
-
иные объективные причины, препятствующие дальнейшей наставнической (шефской) деятельности.
Прекращение деятельности наставника (шефа) оформляется постановлением Комиссии.
После отстранения гражданина от наставнической (шефской) деятельности Комиссия может принять решение о назначении другого наставника несовершеннолетнего.
Отстранение гражданина от дальнейшей наставнической (шефской) деятельности производится в случае поступления от органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего, других граждан и организаций сведений о неисполнении или ненадлежащем исполнении наставником своих обязанностей.
Сведения о неисполнении или ненадлежащем исполнении наставником своих обязанностей предварительно изучаются председателем и членами Комиссии на предмет объективности и достоверности, затем рассматриваются на заседании Комиссии для принятия соответствующего решения.
VII. Поощрение наставников (шефов)
Наставники (шефы), активно исполняющие свои обязанности, добившиеся положительных результатов в работе с несовершеннолетними, по ходатайству Комиссии, могут поощряться руководством органов местного самоуправления в муниципальном районе.
Опыт лучших наставников (шефов) освещается в средствах массовой информации.
VIII. Права несовершеннолетних
Несовершеннолетним, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа с участием наставника (шефа), обеспечиваются права и свободы, гарантированные нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Смоленской области.
- Приложение 1 к Примерному положению о наставничестве (шефстве) над несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, проживающим на территории Смоленского района - Заявление - скачать
- Приложение 2 к Примерному положению о наставничестве (шефстве) над несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, проживающим на территории Смоленского района - Анкета гражданина, желающего выполнять обязанности наставника (шефа) несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, проживающего на территории Смоленского района - скачать